От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
НА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛЕ ВЬЕТНАМА
В сентябре 1957 г. я
приехал в Демократическую Республику Вьетнам с заданием оказать вьетнамским
товарищам, которые вели тогда бои не на жизнь, а на смерть с американским
империализмом, помощь в организации Музея революции по образцу нашего Музея
Революции в Москве.
ЦК Партии трудящихся
Вьетнама во главе с товарищем Хо Ши Мином придавал большое политическое
значение созданию Музея революции, справедливо полагая, что этот музей будет
играть огромную роль в деле воспитания трудящихся. Его предстояло открыть в
Ханое.
Благодаря вьетнамским
друзьям я быстро акклиматизировался в новой обстановке. Кроме переводчика ко
мне прикрепили научного сотрудника будущего музея товарища Тыонга, специалиста
по новой истории Вьетнама. Затем к нам присоединился профессор Лить Хок и еще
несколько товарищей. Министерство культуры поставило перед нами следующие
задачи: изучить историко-революционные материалы, памятники материальной
культуры на территории страны, связанные с ее революционным прошлым, экспонаты
соответствующей тематики в Историческом музее и фондохранилищах провинций.
На основе всего этого
можно было составить тематическую структуру и экспозиционный план нового музея.
Нам пришлось много
работать в архивах, знакомиться с литературой, издававшейся в разное время во
.Вьетнаме и за границей, с произведениями искусства.
В колониальный период во
Французском Индокитае было несколько музеев: в Сайгоне, Дананге, Ханое,
Пномпене, Вьентьяне. Колонизаторы собирали и показывали по преимуществу
различные этнографические и археологические материалы. Экспонаты музеев были
малодоступны местному населению.
С первых дней своего
существования молодая Вьетнамская республика сделала все, чтобы сохранить
памятники национальной культуры и искусства. На это и ориентировал работников
культуры товарищ Хо Ши Мин. Поэтому первое, чем мы занялись с вьетнамскими
товарищами, было изучение музейных экспонатов, прежде всего в Историческом
музее в Ханое.
Правительство ДРВ
разработало к этому времени законодательство по охране памятников культуры,
была проведена национализация ценнейших частных коллекций предметов искусства. Исторический музей был превращен- в
основное государственное хранилище. Расположенное в центре города, на самом
берегу реки Хонг-ха, здание музея поразило меня своим своеобразием. Трехэтажное
восьмигранное сооружение венчала трехъярусная крыша, над которой возвышался
барабан с пирамидальным завершением. Музей оборудован с учетом тропического
климата. Все стенды установлены в центре зала, вдали от окон, с тем чтобы на
них не падали солнечные лучи. Экспозиционные залы первого и второго этажей не
имеют перегородок. Окна в здании большие, между ними под потолком — маленькие
окошечки, создающие дополнительную систему вентиляции. В музее всегда прохладно,
даже тогда, когда на улице 37—39°С. Площадь его — около 5000 квадратных метров;
экспозиции размещены по двенадцати тематическим разделам.
Особенно поражают
коллекции керамических и деревянных изделий вьетнамцев. Макеты крепостей и
храмов дают представление об архитектуре. В запаснике Исторического музея мы
отобрали около 10 тысяч экспонатов.
Мы
посетили и юбилейную выставку, посвященную десятилетию
Демократической Республики Вьетнам, которая тоже дала нам много интересного
материала для будущего музея.
Затем мы ознакомились с
историческими памятниками Ханоя, наиболее интересными для изучения истории
страны: северными воротами крепости — помещением, в котором размещался один из
подпольных центров компартии Индокитая в 1930—1931 гг.; «Пагодой на одном
столбе Дьен-Бо (Мот-Кот)»; центральным стадионом; сквером Ли-Ланг;
башней-крепостью (1812); театром на берегу реки Хонгха; центральным рынком
«Донг-Су-ан»; национальными театрами «Золотой колокол столицы», «Золотая птица
феникс» и «Золотая орхидея»; старинными воротами ремесленного квартала; храмом
«Белой лошади»; пагодой Ли-Куок-Щи XII в.; статуей короля Ле Лоя;
храмом Нефритовой горы; башней Черепахи; Центральной библиотекой; зданием
Государственного театра; Историческим музеем; Музеем революции; Геологическим
музеем; Народным театром и
|