От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
История одной находки
Через месяц Тундуп, теперь
уже. дорамба-лама, был готов к отъезду. Сначала он обошел все местные
монастыри. Взяв с собой некоторое количество буддийских религиозных
сочинений, он условился с друзьями: о покупке экземпляра «Ганжура». Сделка была
закреплена специальным богослужением. Ее участники решили, что через год
Бологоев приедет за священной книгой в город Ургу с деньгами. Друзья
его тайно провезут туда книгу и передадут из рук в руки. Это был. большой
риск, так как вывоз из Тибета книг по богословию, напечатанных в типографии далай-ламы,
категорически воспрещался.
Тундуп возвратился в
Бурсомон и сейчас же начал1 сбор средств среди верующих на покупку
«Ганжура».
Летом 1909 г. буряты
приехали на двадцати подводах в Ургу и привезли с собой, как рассказывают,
слитков золота на тысячу рублей и серебра на семь тысяч.
Тибетские ламы доставили
на верблюдах экземпляр-«Ганжура» из Лхасы. В Урге, к общему удовлетворению,
состоялся обмен ценностями, но Тундупу не удалось полностью расплатиться за
священную книгу. Он вернулся в Бурсомон и вновь приступил к сбору средств.
Полностью выкупить книгу Тундуп смог лишь, в 1910 г.
Так маленький Бурсомонский
дуган оказался обладателем ценнейшего источника по истории восточной культуры.
Для хранения «Ганжура»
было изготовлено два специальных шкафа с изолированными отделениями,. В каждом
отделении хранилось по четыре тома. Тома были обтянуты в несколько слоев
разноцветным шелком. Кроме того, с обеих сторон они были обложены деревянными
дощечками, стянутыми снаружи ремнями.
Тундуп, ставший
настоятелем Бурсомонского дуга-на, как ему,казалось, по праву гордился
полученной «святыней». Но на святыню очень быстро стали посягать и другие ламы.
Выше говорилось, что
право, хранить «Ганжур» предоставлялось далеко не всем монастырям и храмам..
Кроме того, большая часть, томов «Ганжура» была запрещена для чтения простым
мирянам.
Основываясь на этих
запретах, духовенство Гусино-озерского и,Монгольского дацанов стало требовать,
чтобы «Ганжур» был передан им: и дуган-де мал, да и помещение его плохо
приспособлено для хранения ценной книги.
Ламам Бурсомона пришлось
потратить немало сил, а благочестивым прихожанам немало денег, чтобы «Ганжур»
оставили в дугане. Только в 1912 г. бур-сомонцы получили наконец официальное
разрешение на право хранения «Ганжура». С этого времени Бурсомон стал местом
паломничества лам и верующего населения, стекающегося сюда со всех сторон. Это
приносило храму большие доходы, особенно во время ган-журских молебствий —
хуралов.
Однако местным ламам
пришлось потратиться на кое-какие атрибуты. В дугане устроили «тронное место»,
напоминавшее царское кресло, где восседали высшие лямы и царские чиновники,
почтившие своим посещением село. По обе стороны от входа поставили чучела
тибетского медведя и барса, купленные в Тибете вместе с «Ганжуром». Так выглядит
и теперь это святилище.
Прошло несколько
десятилетий. Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. В
Восточной Сибири произошли огромные изменения. Коснулись они и маленького
Бурсомона. В 30-е годы здесь был создан колхоз.
В настоящее время в селе
проживает 147 человек. Есть хороший клуб, библиотека и начальная школа. Никто
из молодых жителей села, конечно, уже не верит в бога. Никто не знает
тибетского языка, на котором написан бурсомонский экземпляр «Ганжура». Тем не
менее все без исключения относятся к книге с огромным уважением, как к большой
культурной ценности.
Бурсомонский «Ганжур» в
последнее время сделался целью домогательств со стороны духовенства. Ламы из
Агинского дацана Читинской области даже прислали ш село специальное письмо,
прося перевезти «Ганжур» «в центр буддизма Читинской области, что принесло бы
всем верующим великое счастье».
С такими же просьбами в
Бурсомон обращались га ламы Иволгинского дацана. Мало того, однажды ночью;
некий шофер (по слухам, работник Агинского хра:~ ма) пытался проникнуть в дуган
и выкрасть «Ганжур»-.. Только активное вмешательство местных жителей и милиции
предотвратило хищение.
|