Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания

От Алари до Вьетнама

Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.

История одной находки

Затем мысленно сравнил эти длинные узкие листы с такими же листами калмыцкого „Ганжура" и пришел к выводу, что это листы „Ганжура", текст которого отпечатан с очень древних деревянных матриц.

Затем обратился к присутствующим:

—        Книги мы временно оставим в Бурсомоне под ответственное хранение! На передачу их ленинградскомумузею потребуется решение Министерства культурыРСФСР, а также специальное решение Читинского облисполкома. А пока мы сделаем     фотокопии    трех листов из каждого тома. Это для того, чтобы в Академии могли удостоверить древность и подлинность „Ган-жура"» .

Н. Яньков был душой всей нашей экспедиции. Он •был превосходным фотографом. Николай подсчитал, что из-за времени на сматывание длинных полос шелка на фотографирование уйдет дня три, а то и больше.

Яньков сразу приступил к делу, и это было ошибкой, потому что мы еще не успели представиться улусу: встреча с местными жителями в клубе была намечена только на девять часов вечера.

«В Балган-дугане было темно, тома один за другим выносили на улицу. Распаковкой занимались Сада, Гунцурунов, Степных и миловидная девушка Аранжа-пова, заведующая местным клубом. Я тоже принимал участие в этой работе.

С бугра было видно, как жители выходят из домов ;и поглядывают на наши странные, с их точки зрения, действия. К- Балган-дугану поднялся согбенный от старости дед Дондок.

—        О-о, какой бравый лама к нам пришел! — произнес он. — Из самой Москвы лама? Правду говорят.люди?

Подошли еще трое стариков и взялись нам помотать.

Труднее всего было вновь намотать шелк на узкие .длинные пачки листов. Свертки получались безобразно -пухлыми. Тут один из стариков, бывший в детстве послушником при ламе, взялся за упаковку книг. Дело .сразу пошло быстрее».

Н. Яньков писал далее: «Удивляло вот что — обертка книг была разных цветов. Синяя, оранжевая, зеленая, красная, пурпурная, бордовая, желтая. Отрезы шелка были разные — старинных русских мануфактур, китайских фабрик и даже ткачей из Индии, что распознавалось по рисунку орнаментов. Были тут куски да-.лембы9 и даже простого ситца. Доски для книг из различных пород дерева стругали тоже разные руки. На некоторых досках строгавшие оставляли надписи. На то, что отрезы разные, а на досках есть надписи, пока что никто не обращал внимания.

Работая, мы заметили, как стол окружила толпа старух. Они сдержанно переговаривались, пока одна из них не закричала вдруг:

—        Ямбар хаб?!  (Что такое?!)    Вы   посмотрите   наэтих наглых людей. Что они делают? Они без спросу берут чужое имущество, срывают с дверей замки!

Старухи закричали все разом... Старики Пурба, Ни-:ма, Чижон и Дондок, прорвавшись сквозь круг, скрылись за домом Цыбика... Базыр-Сада тоже ходко побежал под бугор:

—Вон, луйбаршан (мошенник)!

Это уже относилось к Саду — Пришей Кобыле .Хвост, пол-лица которого выглядывало из-за угла дома Цыбика. Бабка погрозила ему черной костлявой рукой, обозвав пьяницей. На крик прибежала царь-баба Аранжапова, здоровая, краснощекая и еще более голосистая. Она для начала дала затрещину дочке — :завклубом, которая с быстротой молнии улетучилась. Я как-то случайно удачно сострил насчет этой воин-•ственности, чем неожиданно развеселил старушек.

Вы бы по правилам делали, — почти миролюбиво проворчала бабка Бадма, жена Дондока.

Соберите в клубе улусцев, расскажите, кто,  за-•чем и откуда. Книг-то вы все равно не получите, а потолковать полезно.

Да-да, книг они не получат, — по-бурятски прого-шорила совсем старая бабка с головой,    бритой    наголо. — Я лучше на куски дам себя разрубить, под машину на их пути лягу.