От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
История одной находки
В последние годы местом
паломничества ученых из Читы, Улан-Удэ, Москвы и Ленинграда неожиданно сделался
Бурсомон — маленькое село Красночикойско-го района Читинской области. Село
затерялось среди непроходимых лесов и сопок Восточной Сибири, и мало кто слышал
о его существовании до недавнего времени.
Красночикойский район в
основном семейский (старообрядческий). Сюда, в дремучую тайгу, в XVIII
в. переселились последователи протопопа Аввакума, скрываясь от религиозного
гонения всесильного православия. Этот район прельстил их обилием пушных зверей,
птиц, кедровых орехов. Кроме того, бескрайние лесные дебри, крутые горы и сопки
надежно защищали переселенцев.
Легко догадаться, что не
красоты природы привлекли сюда ученых, хотя село очень живописно, да и вообще
эти края славятся своеобразной красотой. Название села начинает появляться в
отчетах Академии наук СССР и на страницах газет. И это неудивительно. Здесь
обнаружили хорошо сохранившуюся первую половину свода канонических буддийских
текстов на тибетском языке — так называемого «Ганжура». Кроме того, здесь же
были найдены отдельные тома другого свода — «Данжура».
«Ганжур» (словеса) —
свящённйя Ёнига буддизма, авторство которой приписывалось Будде, Сто восемь
томов «Ганжура» включают в себя 1161 произведение в прозе и стихах (тантры,
сутры и т. п.) разнообразного содержания.
«Данжур» (пояснения)
—двухсотдвадцатипятитом-ное собрание тибетских буддийских канонических
произведений.
«Данжур» является
своеобразным комментарием «Ганжура», включает сочинения разных лиц по
философии, языкознанию, стихосложению, риторике, медицине, архитектуре. Из
художественных произведений, входящих в «Данжур», наиболее интересны поэмы
«Введение в деяния бодисатв шантидевы» и «Облако-вестник» Ка-лидасы.
Действительными авторами
всех этих сочинений были многочисленные ученые стран Востока, имена которых нам
неизвестны. «Ганжур» и «Данжур» являются своеобразными энциклопедиями
культурной жизни народов Востока. В этом их огромная ценность.
Оба эти свода стали
известны в Восточной Сибири в конце XVII — начале XVIII
в., одновременно с распространением буддизма в форме ламаизма. С появлением
ламаистского духовенства на русских территориях стали возникать дацаны (храмы)
и дуганы (молельни). При них создавались небольшие библиотеки. Следует
заметить, однако, что такие собрания, как «Ганжур», можно было найти лишь з
очень крупных дацанах. «Ганжур», как правило печатавшийся в типографии
далай-ламы, был большой редкостью и стоил огромных денег. Верующие
довольствовались обычно небольшими сборниками молитв.
«Ганжур» и «Данжур»
выносились из дацанов в исключительных случаях, например во время стихийных
бедствий. При этом устраивались специальные богослужения — ганжурские хуралы.
Если «Ганжур» продавали,
то лхасская казна не принимала русских
золотых монет; их приходилось переплавлять в золотые слитки. Вес золота
должен был соответствовать весу «Ганжура».
В нашей стране экземпляры
«Ганжура» хранятся: один — в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в
Москве, два — в Бурятском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР, два
— в Ленинградском университете имени А. А. Жданова, два — в Бурйтском
краеведческом музее, один — в ИвблГйНскбм дацане. В городе Элисте после Великой
Отечественной войны осталось только двадцать два тома «Ганжура», которые
представлены в экспозиции Музея Калмыцкой АССР.
Недавно стало известно,
что ученые и краеведы Тувинской АССР в городе Кызыле нашли полный комплект
«Ганжура».
В Ленинградском отделении
Института востоковедения Академии наук СССР находятся два экземпляра «Ганжура»
и один «Данжура», привезенный из Тибета Г. Ц. Цыбиковым в 1902 г. Современные
издания «Ганжура» имеются в кабинете Ю. Н. Рериха в Институте востоковедения АН
СССР.
|