От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
Моя родина — Аларь
В центре ее стояла изба с
плоской крышей, а рядом с ней старая, крытая полупрогнившей корой юрта.
Хозяйка, двое сыновей и
дочь собрались в юрте. Было темно, грязно и душно. Мебели почти никакой, лишь
старая деревянная кровать, стол да две скамейки. На земляном полу стояла
зыбка-качалка, которую в ту пору можно было видеть в каждой бурятской семье,
где лежал ребенок, завернутый в овчину и крепко перевязанный поперек тонким
ремнем.
Болсоевы встретили нас
радушно, угостили чаем. Сестры разговорились о житье-бытье. Тетя Агруня
жаловалась матери на свою тяжелую жизнь, на то, что ей с трудом приходится
сводить концы с концами.
Через некоторое время
домой вернулся дядя, а поздно вечером мы сели ужинать. Я быстро поел и убежал с
двоюродными братьями спать в юрту.
На другой день мать с
тетей куда-то ушли, и мы с двоюродным братом Петей остались нянчить ребенка.
Молонтай, так звали малыша, проснувшись, сразу же начал плакать. Петя взял
тонко нарезанное курдючное сало и засунул малышу в рот. Молонтай успокоился и
стал энергично сосать его.
Когда я рассказал об этом
случае родителям, они пришли в ужас. Однако Молонтай, несмотря на это, вырос
здоровым и крепким. Он здравствует и поныне, работает в Аларском совхозе.
Позднее пришлось и мне
выступить в роли няньки. У меня появилась младшая сестра — Дулгар. Как-то родители чуть свет пошли косить траву. Я остался
присматривать за сестренкой. Она лежала в такой же зыбке, как и
Молонтай.
Сестра
была беспокойной и очень крикливой, не чета Молонтаю,
которому знай только подсовывай сальце. Дулгар выводила меня из себя. Чтобы
развлечь ее, я стучал поварешкой по дну сковородки и колотил по печной
заслонке. Но что бы я ни делал, она не унималась и продолжала кричать во все
горло. Тогда я налил из самовара воды в рожок и сунул ей в рот, но она и не
думала его брать. Я выбежал в сени, где на полке стоял открытый горшок с
курдючным бараньим салом не первой
свежести. Оно было густо облеплено крупными темно-зелеными мухами.
Отогнав их, я вынул из горшка сало, немного почистив его ножом, отрезал
тоненький кусочек и сунул сестренке в рот. Она сразу же умолкла и начала
сосать.
Через некоторое время я
услышал на улице голоса. Это возвращались родители. Я. мигом вытащил сало изо
рта девочки и забросил его за печь.
Войдя в избу, мать
удивилась, увидев ребенка плачущим: ведь, подходя к дому, она не слышала крика.
Легли спать поздно. Я моментально заснул.
Разбудил меня какой-то
шум. Родители были на ногах; у сестренки от сильной рвоты начались судороги.
Все перепугались, особенно я, поскольку чувствовал себя виновником несчастья.
Рано утром привезли фельдшерицу, которая определила, что малышка отравилась.
Глотая слезы, я рассказал все. Фельдшерица сразу же сделала девочке промывание
желудка, и через три дня Дулгар начала поправляться. Отец отругал меня, а мать
отстегала ремнем. На этом дело и кончилось.
Позднее в нашей семье
появился еще один мальчик, которого назвали Бадма. Его тоже качали в бурятской
зыбке.
Сейчас в улусах Бурятии
уже не найти зыбки-качалки. Она стала этнографической редкостью.
В годы моего детства детей
воспитывали по старинке. Подростки были предоставлены самим себе. Мальчишек
прежде всего обучали борьбе. Кто-либо из взрослых
собирал их где-нибудь на поляне вблизи юрт и выстраивал по росту. Сюда
же подходили все свободные от работы жители улуса. Начиналась борьба
подростков. Играли в такую игру: один из участников сидит на табуретке и держит
возле правого уха подушку, второй наносит по ней удар кулаком. Если противника
не удавалось свалить, то приходилось занимать его место.
Мать запретила мне
участвовать в кулачных боях, разрешив заниматься только борьбой. А отец
предостерегал меня от водки, советуя не пить, даже если будут уговаривать
родственники.
|