От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Дома (большинство из них
двухэтажные) строились из сырого кирпича, но нижняя часть здания, как правило,
складывалась из каменных плит. Комнаты в них были маленькими и тесными. В
центре города стоял храм Большого Будды с причудливой крышей и множеством
пристроек. Здесь происходили собрания духовенства.
Меньший Будда разместился
в северной части города. Над Лхасой, на скалистой горе, возвышался дворец
далай-ламы. Когда-то он был, вероятно, феодальным замком, способным выдерживать
длительную осаду. Центральная его часть — «Красный дворец», в котором жил
далай-лама со своей свитой и пятьюстами монахами. Под горой находились монетный
двор, здание суда и тюрьма.
Цыбиков писал, что в
центре города дома в основном принадлежали аристократам и монастырям, жители
победнее селились на окраинах. Число проживающих в Лхасе, как он думал,
доходило до десяти тысяч, около двух третей — женщины. К этому числу следует
прибавить большое число паломников, постоянно находившихся в городе.
Так как Лхаса являлась
посредницей в торговле между Индией, Китаем и Тибетом, не последнюю роль играл
здесь рынок, расположенный около центрального храма. Цыбиков описывает его
очень красочно, отмечая, что большая часть приказчиков в лавочках — женщины.
Вообще, женщины в Лхасе ввиду их многочисленности занимались многими делами,
которые в других местах вершили мужчины.
За многомесячное
пребывание в Тибете Цыбиков успел хорошо изучить нравы и обычаи населения,
побывать во многих драмах и на религиозных торжествах, которые здесь, в центре
ламаизма, совершались довольно часто.
Кроме чисто
этнографических моментов, представляющих для него особый интерес, Цыбиков
затронул в записках вопросы
Политического устройства и
общественной жизни «страны
небожителей».
Выше уже говорилось, что в
то время Тибет был вассальным владением китайской империи. В столице
постоянно жил китайский
представитель — амбань, на-
блюдавший за действиями
местного правительства. В его
распоряжении находились
китайские войска. Тибетским духовным и светским правителем был далай-лама. Цыбиков
сообщает биографии двенадцати далайлам — в том виде, конечно, в каком
они приведены в ламаистской литературе. Биографии эти производят довольно
мрачное впечатление. Автор писал, что вокругкаждого из далай-лам с детства до
самой смерти велась постоянная борьба различных политических партийи
группировок. Неудивительно, что некоторые «святые» отцы умирали не своей
смертью.
Во время пребывания
Цыбикова в Тибете в «Красном дворце» жил тринадцатый
двадцатипятилетний
далай-лама Тубданг Чжамцо.
Это был человек энергичный. В свое время, пытаясь взять в руки управление страной,
он вступил в борьбу с регентом, правившим в
период его малолетства, и
тот был найден задушенным в своей комнате, где сидел некоторое время под
домашним арестом.
Одно из самых интересных
мест у Цыбикова — это,безусловно, описание его аудиенции в Потале. Ее
онудостоился 4 февраля 1901 г. За три дня до этого вказну было внесено через
переводчика-монгола восемьланов — сумма по тем временам немалая. Цыбиков явился в Поталу в сопровождении двух
монгольских
лам.
Желающим лицезреть
далай-ламу пришлось просидеть несколько часов в ожидании. Это предусматривалось
церемонией приема. Уже начало темнеть, когда их наконец провели в комнату, где,
завернувшись в желтую шелковую ткань, на троне сидел далай-лама. Его окружала
свита. Богомольцы сделали три поклона и подошли ближе, держа на вытянутых руках
специальные платки (хадаки).
Далай-лама принял от них
хадаки и благословил, прикоснувшись к темени каждого. Потом он дунул на шелковый шнур с узелком и обвил им шею Цыбикова,
|