От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Подготовка принятых в
университет была самая разнообразная: от лиц с высшим образованием (их было
только четыре человека) и до совсем неграмотных. Подавляющее большинство
окончило лишь начальные школы (273 человека). Сначала был установлен
семимесячный курс обучения. Задача сводилась к тому, чтобы в такой минимальный
срок дать основы марксизма-ленинизма и подготовить людей для работы в партийных
организациях и Советах депутатов трудящихся.
Сложность заключалась еще
и в том, что почти не было преподавателей — членов партии, владеющих
национальными языками.
Были созданы языковые
секторы: горно-дагестанский азербайджанский, фарсидский, интернациональный,т юркский. Весь остальной студенческий состав
в зависимости от подготовки был включен в основной сектор - в лекторскую
группу для подготовки руководителей кружков и в семинарскую группу, состоявшую
из наиболее квалифицированных товарищей. За первый год работы университет
окончило около тысячи человек.
До 1929 г КУТВ работал как
государственный университет. С 1929 г. он стал функционировать в системе
общественной организации Научно-исследовательской ассоциации по изучению
национальных и колониальных проблем.
Ко времени начала моей
учебы в КУТВе он превратился в громадный учебный комбинат. На основном курсе
был установлен трехгодичный срок обучения.
Учебный план университета
включал в себя общеобразовательные дисциплины (родной и русский язык,
география, физика, химия, биология, математика), социально-экономические
дисциплины (история ВКП(б), древняя история, история средних веков, новая
история, история колониальных и зависимых стран, история народов СССР,
экономическая политика, политическая экономия, экономическая география, история
Коминтерна, диамат, ленинизм), специальные предметы (курс Ближнего Востока,
партийное строительство и Конституция СССР, текущая политика, военная
подготовка) и агротехнические дисциплины.
В программы по
социально-экономическим дисциплинам были включены проблемы, освещающие
революционное движение в колониальных странах Востока и особенности
строительства социализма в национальных республиках.
Важным звеном
учебно-воспитательной работы являлась практика студентов на предприятиях как
Москвы, так и национальных республик. На фабриках и заводах мы знакомились с
методами работы партийных организаций и принимали непосредственное участие в их
деятельности.
Дипломная работа писалась
главным образом на темы, связанные с историей или экономикой своей республики.
В 1932 г. я окончил КУТВ и
был направлен на работу в аппарат ЦК ВКЩб).
Грозные дни Великой
Отечественной...
Накануне войны я работал
старшим научным сотрудником Центрального антирелигиозного музея СССР.
Руководителем Союза
воинствующих безбожников и Центрального антирелигиозного музея СССР был в то
время Емельян Михайлович Ярославский .
С глубокой
признательностью вспоминаю о Емелья-не Михайловиче. Мое знакомство с ним
началось еще в те времена, когда я на общественных началах возглавлял совет
Союза воинствующих безбожников Бурятии. Ярославский был человек большой души,
талантливый воспитатель партийных кадров. Благодаря Ярославскому и другим
профессиональным революционерам, находившимся до революции в Сибири, здесь
выросла целая плеяда молодых революционеров, которые сыграли большую роль в
борьбе за создание социал-демократической рабочей
партии в период первой русской революции, в подготовке и проведении
Великой Октябрьской социалистической революции.
Емельян Михайлович
неоднократно выступал с лекциями в Коммунистическом университете трудящихся
Востока, где я учился. С 1934 по 1937 г. я как член партколлегии Комиссии
партийного контроля (КПК) при ЦК ВКП(б), а позднее ответственный секретарь КПК
при ЦК ВКП(б) по Бурят-Монгольской АССР также работал под руководством Е. М.
Ярославского.
|