
Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания
|
От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
В ноябре 1937 г. он
направил меня на работу в Центральный антирелигиозный музей СССР, где я
готовился к защите диссертации на тему «История распространения ламаизма в
России».
Но тут подошел июнь 1941
года...
В середине июня 1941 г.
меня вызвали в Реутовский райвоенкомат, где вручили предписание о выезде в
Литву, в город Швенчёнис, для прохождения военной службы. Было лето, срок
службы предполагался недолгий, поэтому и сборы были недолгими.
19 июня 1941 г. на
Белорусском вокзале мы погрузились в специальный эшелон, следующий на запад, и
21-го, к вечеру, прибыли в Оршу. Здесь военные патрули высадили из эшелона всех
гражданских, в том числе семьи командного состава, ехавшие к месту службы
родных, а нас отправили дальше. Наконец эшелон остановился на какой-то станции,
примерно в 15—20 километрах от Вильнюса.
Я спокойно спал на верхней
полке, приспособив под голову вместо подушки чемоданчик, совершенно уверенный в том, что через месяц, не больше, закончу
военную переподготовку и снова возьмусь за диссертацию. Сколько времени
прошло, не помню, когда сквозь сон я услышал какой-то гул и. далекие разрывы.
Окончательно проснувшись, я обнаружил, что эшелон стоит, а в вагоне ни одной
живой души. Что случилось? Бросаюсь к окну: все кюветы и канавы вдоль нашего
поезда заполнены людьми. Ничего не понимая, я выскочил в тамбур. Только хотел
спуститься вниз, как услышал резкий свист. На высоте не более ста метров
вдоль эшелона
летели два самолета с
фашистской свастикой на фюзеляжах. Застрекотали пулеметы.
Я выскочил из вагона,
бросился в ближайшую канаву. Так началась для меня война...
Потом я узнал, что штабы
дивизий, армий, пограничных округов уже накануне получили предупреждение
наркома обороны о возможном нападении фашистов. Поэтому в Орше из нашего
эшелона высадили всех гражданских лиц.
На станции, где стоял
эшелон, во время обстрела было убито несколько красноармейцев из местного
гарнизона и семь женщин. Раненых было человек десять. Наш эшелон двинулся
дальше, часто останавливаясь, но все-таки добрался до Вильнюса. Мы выгрузились
из вагонов. Все были встревожены, и в то же время в людях чувствовалась
какая-то внутренняя собранность и подтянутость. Командиры-запасники быстро
разместили всех прибывших в домах неподалеку от вокзала.
Мы
решили пройтись по Вильнюсу. Над городом, на небольшой высоте, летали фашистские стервятники. Однако они не бомбили
ни город, ни депо, ни вокзал...
В городе бандитские отряды
буржуазных националистов, диверсионные группы гитлеровцев громили советские
учреждения, убивали коммунистов и комсомольцев, представителей Советской
власти, растаскивали товары из магазинов, били окна и выламывали двери, убивали
прохожих, пытающихся остановить громил.
Вернувшись на вокзал, мы
доложили обстановку военному коменданту. Но тут нас срочно погрузили в эшелон,
который двинулся назад, на восток, в сторону Минска.
Из окон вагона мы видели,
как по забитым беженцами дорогам пробивались к Минску обозы, санчасти и другие
тыловые военные подразделения. Наш поезд был перегружен и едва тащился.
Наступил вечер. Над Вильнюсом повисло множество осветительных ракет, и мы долго
видели это необычное «зарево». Отовсюду слышалась беспрестанная дробь
пулеметных и винтовочных выстрелов.
Впереди
нашего эшелона шел большой состав с пограничниками,
за нами — эшелон с воинскими частями, на крыше которого были установлены
зенитные пулеметы. Проехав 25—30 километров от Вильнюса, мы попали под сильную
бомбежку: одни немецкие самолеты улетали и на их место прилетали другие,
Через каждые 5—10 километров мы выскакивали из вагонов и укрывались за
насыпью или в ближайших канавах. С шедшего за нами эшелона непрерывно били
зенитки. Они не позволяли фашистским летчикам вести прицельный огонь, и люди из
эшелонов почти не пострадали.
|