От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
знакомился
в Иркутске, был дом, где с 4 по 11 июня 1890 г. останавливался Антон Павлович
Чехов проездом на Сахалин.
Чуть позднее с экскурсией
от Иркутского музея я побывал во многих интересных местах, ознакомился с
достопримечательностями города. Так, я видел знаменитый «Белый дом», резиденцию
генерал-губернатора, где, как я уже рассказывал выше, во время декабрьского
мятежа белых юнкеров в 1917 г. оказал им сопротивление небольшой отряд
красногвардейцев и солдат во главе с П. Постышевым, Я. Шумяцким и другими
большевиками. Показывали нам и дом бывшего купца Второ-ва, где 14 июля 1917 г.
выступали выдающиеся деятели большевистской партии Е. Ярославский, Г.
Орджоникидзе и Г. Петровский.
В начале 1924 г. состоялся
выпускной вечер. Мы получили удостоверения об окончании Иркутской совпартшколы.
На
другой день с утренним поездом я выехал в распоряжение Аларского айкома РКП (б). Оттуда меня
отправили домой, в Аларь, в помощь секретарю парторганизации Усольцеву.
Мне, как окончившему Иркутскую совпартшколу, поручили ведение партийных дел.
Вскоре в Аларь был откомандирован представитель айкома РКП (б) В. М. Старорусский.
В это время меня приняли
кандидатом в члены РКП (б), затем избрали председателем кресткома и
заместителем председателя сельского Совета.
В 1925 г. я был принят в
члены ВКЩб) и с августа этого же года начал. работать секретарем Аларской
парторганизации.
В Алари тогда активно
действовал комитет бедноты, были организованы курсы для батраков, которыми
руководил я. Занятия на курсах кроме меня вели В. М. Старорусский и учителя
школы.
Большое значение в
партийной работе имели тогда отчетно-выборные
собрания кредитных обществ и потребительских коопераций. К этим
собраниям мы готовились серьезно.
На очередных выборах
правления потребкооперации
Старорусский от имени
айкома и айисполкома рекомендовал меня председателем правления.
В 20-е годы в Бурятии
среди партийных, комсомольских работников и государственных служащих — выходцев
из рабоче-крестьянской среды особенно остро ощущалась необходимость партийно-политического
образования. Местное партийное руководство прекрасно понимало всю важность для
Бурятии лозунга В. И. Ленина, призывавшего учиться, учиться и учиться, который
как первоочередную задачу восприняла тогда вся страна.
Преодолевая трудности, связанные
прежде всего с недостатком пропагандистских кадров и политической литературы,
особенно на бурятском языке, обком партии неуклонно расширял сеть партийного
просвещения. В условиях разбросанности и малочисленности партийных организаций
наиболее распространенной формой политической учебы деревенских коммунистов и
беспартийных стала передвижная школа политграмоты. Одна такая школа охватывала
коммунистов, проживающих в районе радиусом пятнадцать-двадцать, а то и более
километров. За учебный год передвижная школа давала три-четыре выпуска и, таким
образом, обслуживала три-четыре волости.
Передвижные школы
политграмоты были призваны закладывать основы политических знаний,
пропагандировать произведения В. И. Ленина, пробуждать интерес к книге и
газете.
Большую роль в подготовке
кадров сыграла открытая в 1924 г. в Верхнеудинске Бурятская совпартшкола. Она
превратилась в подлинную кузницу знаний для низовых партийных и советских
работников. Подготовка кадров проводилась также через краткосрочные курсы, организованные
Бурятским областным комитетом партии.
В июле 1925 г. я был
утвержден Бурятским обкомом партии штатным пропагандистом и вызван в
Верхне-удинск на двухмесячные курсы партийных пропагандистов. Слушатели изучали историю революционного движения, историю
ВКП(б), методику агитационной и пропагандистской работы. Кроме того, нам
читались обзорные лекции по истории и экономике Бурятии.
|