От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Во время пребывания в Гумбуме
Цыбиков столкнулся с неизвестной ему до той поры народностью — сала-рами. Они —
мусульмане, и поэтому Цыбиков называет их «китайскими татарами». В одной из
местных салар-ских деревень началось последнее дунганское восстание — 1893—1894
гг.5. Причиной его послужило похищение жены мусульмаиина-салара
жителем соседней китайской деревни.
«Конец смутам, — пишет
Цыбиков, — положили китайские войска...» 24 апреля 1900 г. караван, к которому
присоединился Цыбиков, выехал в Лхасу. День этот был специально определен по
просьбе богомольцев ламами-гадателями. Собравшихся в путь было более 150
человек. По обычаю, выбрали старшину каравана — казначея одного гумбумского
ламы. Все были вооружены. Началось медленное движение с пяти-шестичасо-выми
переходами. Дорога была трудной, людей и вьючный скот одолевали комары. Время
от времени их настигали песчаные бури. Описывая одну из них, Цыбиков
рассказывает:
«Ни зги не было видно. Мы
слезли с лошадей, но не развьючивали животных, чтобы не потерять в песке мелких
вещей. Держа животных за поводья, мы легли на землю и проспали до утра».
Местные жители
рассказывали Цыбикову о русских путешественниках, проходивших через эти места,
особенно часто вспоминали они Пржевальского.
В середине июля паломникам
начали попадаться посты тибетских солдат, поставленных «для надзора за
русскими». У монастыря Накчу-гунва было устроено что-то вроде таможни.
Настоятель монастыря назначался из самой Лхасы, он выдавал разрешение
путешественникам на въезд в сердце Тибета. Здесь-то и начались у Цыбикова
неприятности. Начальник каравана заявил ему, будто бы едущие с ним монголы
поговаривают, что среди бурят есть «один светский человек с русскими
манерами». Начальник советовал, чтобы не задержали всех, дать настоятелю
взятку. Намек был настолько ясен, что Цыбикову пришлось раскошелиться. Кроме
того, он сам отправился к святому отцу, захватив с собой «типичнейшего из
ехавших с нами бурятских лам».
Однако настоятель не
обратил на обоих никакого внимания и разрешил каравану двигаться дальше. Опять
начались медленные переходы. Через реки кладь и животных переправляли в кожаных
лодках длиной до трех метров, люди перебирались по цепным мостам. 3 августа
поднялись на перевал Го-ла, отсюда в ясную погоду уже были видны золотые крыши
храмов Лхасы и дворец далай-ламы Потала.
Цыбиков радовался не менее
благочестивых богомольцев. Близка стала цель путешествия, на которое он
потратил около девяти месяцев.
Версты за четыре от города
их встретил монгольский лама, узнавший о прибытии каравана, где были его
земляки. Он помог устроиться и бурятам. Хозяин дома, где поселили Цыбикова,
лама Суходоев, сразу же занялся продажей его вьючных животных: так поступали
все богомольцы, предполагавшие провести в Лхасе какое-то время. Торг велся по
принятым здесь правилам: запрашивать нужно было как можно больше, покупатель же
давал как можно меньше. Переговоры велись долго и сопровождались .взаимными
уверениями и клятвами. За животных удалось выручить их первоначальную
стоимость, хотя они и прошли большой путь. Приехавшим нужно было поднести
подарки местным духовным властям «под квитанцию», своеобразный вид на
жительство. Кроме того, необходимо было совершить поклонение в большом храме
города.
Слово «Лхаса» в переводе
на русский означает «страна небожителей». Это связано с пребыванием в городе
двух статуй Будды, полученных тибетским царем Сронцзан гамбо (629—711) в
качестве приданого за двумя его женами — китайской и непальской принцессами.
Каждая статуя имеет храм — особую святыню города.
В момент приезда каравана
Цыбикова в «стране небожителей» свирепствовала оспа. Сам далай-лама уехал из
города. Цыбикову болезнь была не страшна: перед поездкой он сделал прививку. На
досуге Цыбиков занялся осмотром города. Издали благодаря обилию ЗёЛеки и наряДных золОчёйых крыш гороД имел очёМь
живописный вид, однако это впечатление пропадало при более близком с ним
знакомстве. Улицы Лхасы были кривые, узкие и страшно грязные. Вьючные животные
утопали в нечистотах. Цыбиков писал:
«Пройти по излюбленным
обитателями улицам можно было, только крепко зажавши нос и пристально смотря
под ноги».
|