Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания

От Алари до Вьетнама

Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.

ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

Лекции читали ответственные и руководящие работники     республики,     такие,     как     секретарь     обкома М. М. Сахьянова, председатель Совнаркома М. Н. Ербанов и другие. Д. Д. Доржиевым и председателем аймачного исполкома Я. Т. Похосоевым. Теперь агитаторы и пропагандисты получили методические разработки. Занятия проводились по темам: 1) возникновение и развитие социал-демократического движения на территории Бурятии. Февральская буржуазно-демократическая революция; 2) партия большевиков в борьбе за победу и упрочение Советской власти в Бурятии; 3) большевистские организации Бурятии в.период иностранной военной интервенции и гражданской войны; 4) бурят-монгольская партийная организация в годы восстановления и начала социалистического переустройства народного хозяйства. В августе 1928 г. по решению секретариата Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) я был откомандирован на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), в Москву.

В поезде я познакомился с молодым якутом Михаилом Говоровым, который тоже ехал в Москву на учебу в КУТВ. Я считал, что неплохо разбираюсь в политических вопросах, но после бесед с Говоровым по различным проблемам политики, истории, культуры и искусства понял, что мои знания пока еще ничтожны, мне необходимо еще учиться и учиться.

Разговаривая с Михаилом, я даже выразил удивление, зачем ему ехать учиться, — он и так столько знает. — В КУТВе, — объяснил он, — я хочу получить марксистско-ленинское образование, пополнить свои знания философии, а кроме того, познакомиться с достопримечательностями городов Москвы и Ленинграда, их памятниками истории, культуры, искусства и зодчества. Собираюсь немало времени уделить и архивам, музеям, библиотекам.

В начале 1921 г. ЦК. РКП (б) принял решение об ор-

По окончании курсов я был направлен на работу заведующим   передвижной   школой   политграмоты   обкома партии и с 1925 по  1928 г. руководил ею в двух айма- ках— Эхирит-Булагатском и Аларском.

Одновременно с этим по поручению айкомов партии, в частности Аларского    айкома    ВКП(б),    в    качестве ; штатного инструктора я принимал участие в проведении I партийно-комсомольских собраний в русских    и бурятских селениях, на которых обсуждались и принимались 1 решения по вопросам партийного строительства, подъема и социалистического переустройства хозяйства, культурно-бытовой    и антирелигиозной    работы.    Массовая > агитация проводилась тогда главным образом на общих собраниях,    митингах,    сельских     сходах    и т. д.    По i мере укрепления партийных ячеек    аймака, оживления : деятельности клубов,  изб-читален,  библиотек и других  массовых организаций трудящихся  агитационная работа стала сосредоточиваться непосредственно в партячейках, которые проводили ее в своей    повседневной деятельности, опираясь на широкие круги трудящихся.

Поднятию уровня агитационно-пропагандистской работы среди русского и бурятского населения Аларского аймака в значительной мере способствовали выпускники передвижной школы политграмоты, а их насчитывалось в 1927 г. по аймаку 210 человек — коммунистов и комсомольцев, которые в основном возглавляли сельские Советы, кресткомы, кооперации и различные хозяйственные организации, а также являлись секретарями партийных и комсомольских ячеек.

Преподавание должно было вестись на родных языках. Это было своеобразное учебное заведение, не обычный университет, а повышенного типа партийная школа, имеющая цель подготовить партийных работников для восточных окраин.

Уже в сентябре 1921 г. в университете было около 600 учащихся — представителей свыше пятидесяти национальностей.

История еще не знала подобного рода учебных заведений. Из тундры и тайги далекой Якутии, с гор Кавказа, из Средней Азии съехались представители народов, вчера еще угнетенных, а сегодня строителей новой жизни. Университет явился подлинным детищем Октября, конкретным воплощением в жизнь ленинской национальной политики.