От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Профессор ознакомился с
рукописью и посоветовал Цыбикову самому поехать в Тибет после окончания
университета. Позднеев рекомендовал своего ученика совету Русского
географического общества, которое и субсидировало поездку. Секретарь Общества
А. В. Григорьев, о котором Цыбиков всю жизнь вспоминал с благодарностью, немало
сделал для того, чтобы как следует снарядить молодого ученого в экспедицию.
Цыбиков отправился сначала
на родину, в Забайкалье. Там он долго и безуспешно подыскивал себе
попутчиков-паломников. В конце концов в октябре 1899 г. он выехал один в Ургу.
Там путешественник прожил до 25 ноября.
Русский консул Я. П. Шишмарев
и секретарь консульства В. В. Дол бежев снабдили его документом — «билетом на
четырех языках: русском, китайском, тибетском и маньчжурском». Цыбиков нанял
четырех верблюдов и в сопровождении слуги-бурята тронулся в путь.
«Пускаясь в путешествие,
как простой бурят, — писал он, — я должен был считаться с предубеждениями
местного населения. Поэтому нечего было и думать о собирании каких-либо
естественнонаучных коллекций, съемке местности, ведении правильных наблюдений и
т. п. Взятый с собой фотографический аппарат и термометр Реомюра пришлось
держать под замком вплоть до Лхасы. При себе я постоянно имел только маленькую
записную книжку, куда заносил ежедневно заметки, даже и в этом скрываясь от
любопытных глаз» .
Цыбиков был ученым, и
только ученым, с этой точки зрения он и судил обо всем, что видел. Его замечания об общественной жизни и государственном
строе
Тибета поражают читателя
трезвостью взглядов и достоверностью характеристик.
После возвращения Цыбикова
на родину, еще до выхода в свет его работы «Буддист-паломник у святынь Тибета»,
в Тибет удалось проникнуть англичанам. В 1903 г. английское правительство
отрядило туда военную экспедицию под начальством полковника Юнг-хазбенда,
получившего печальную известность из-за жестокого обращения с местным
населением, оказавшим захватчикам отчаянное сопротивление.
Последовавшие за армией
любители приключений кинулись описывать и фотографировать Тибет. Но, несмотря
на появление в западной литературе работ о Тибете, записки Цыбикова не утратили
своего значения и своей актуальности: сделанные им фотографии до сих пор
представляют большой интерес.
Книга Цыбикова написана
простым, необычайно выразительным и емким языком. Читатель как бы путешествует
вместе с ученым.
Вернемся, однако, к двум
путешественникам и четырем верблюдам, которые выехали из Урги с караваном
алашанских монголов, приезжавших в город для продажи риса и проса.
Первая часть пути, самая
легкая, закончилась в городе Ямунь-хото, местопребывании алашанского
вана.
Отсюда путешественники
направились в ламаистский монастырь Гумбум, основание которого связано с именем
Цзонхавы. В Гумбуме Цыбиков провел три месяца. Кроме хозяйственных дел,
связанных с подготовкой к длительной поездке, он занимался и научной работой:
начал изучать и переводить на русский язык тибетский труд «Ламрим», автором
которого считается тот же Цзонхава. Помогал Цыбикову в этом занятии живший в
монастыре бурятский лама Шагдур. Работа над «Ламримом» продолжалась и позднее —
во время путешествия в Лхасу и по возвращении на родину. Перевод этого труда
был опубликован спустя несколько лет во Владивостоке4. В издание
вошли тексты на,монгольском и русском языках.
За время пребывания в
Гумбуме Цыбиков ознакомился с нравами местного духовенства. Он пишет, что
многие ламы вообще не умеют читать, монастырские
правила
не отличаются особенной строгостью, женщины
свободно допускаются в
обитель и далее могут оставаться там на ночь, устраиваются попойки.
Три недели ушло на поездку
в соседний монастырь Лавран. Путешествие туда было довольно опасным, так как на
дороге пошаливали разбойники-тангуты. Слуга заявил Цыбикову, что он не поедет
дальше, так как боится разбойников. Пришлось взять себе в помощники бурятского
ламу, едущего в Тибет на богомолье.
|