От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Цыбиков, давно переставший
играть роль ламы, занялся охотой. Его же попутчики, самые настоящие ламы,
помогали ему как могли. Но у всех у них был, видно, слишком маленький опыт в
такого рода делах. Наконец застрелили старого яка. Мясо его оказалось жестким и
невкусным, но все и этому были рады. Часть яков из-за истощения пришлось
бросить в дороге: животным тоже не хватало пищи. Яки ложились на землю и не
хотели идти дальше. Поднять ид нельзя было ни-
Ёакйми силами. Люди
вымотались До йоспеДней степени.
Наконец 5 февраля караван
подошел к монастырю Гумбум. Здесь у Цыбикова были друзья, у которых он мог
достать денег для дальнейшего путешествия. Переезд до Урги прошел благополучно.
4 апреля путешественник был уже в русском консульстве, где его встретили
друзья. Часть багажа, оставленная в пути, прибыла в Ургу только через десять
дней. Книги были уложены в ящики и отправлены в Петербург, в адрес
Географического общества.
Теперь можно было ехать
домой!
Записи Цыбикова, очень
скупого в выражениях чувств, заканчиваются словами: «27 апреля я выехал на
монгольских почтовых на родину и 2 мая переступил в Кяхте границу отечества».
За свое тибетское
путешествие, которое смело можно назвать научным подвигом, Цыбиков был
награжден премией Н. М. Пржевальского. В его честь была выбита золотая медаль с
надписью: «За блестящие результаты путешествия в Лхасу». Предварительное
сообщение ученого «О Центральном Тибете» было заслушано на собрании
Географического общества 7 мая 1903 г. В том же году оно было напечатано в
«Известиях» Общества.
Описание путешествия
Цыбикова увидело свет только при Советской
власти, в 1919 г. Оно снабжено многочисленными фотографиями, сделанными
автором.
Какова же была дальнейшая
судьба смелого ученого? Большую часть своей жизни Цыбиков посвятил воспитанию
молодежи, подготовке будущих исследова-лей Востока. Он преподавал монгольский и
тибетский языки в Восточном институте во Владивостоке.
После Великой Октябрьской
социалистической революции ученый вернулся в родные края, где принял активное
участие в общественной и политической жизни.
В 1920 г. он был избран в
состав Народно-революционного комитета бурят-монголов Дальнего Востока.
Выполняя различные поручения ревкома, Цыбиков часто выезжал в Агинский район,
где пользовался большим уважением., После образования Бурят-Монгольской АССР он
принял деятельное участие в подготовке кадров национальной интеллигенции. В
последние годы жизни Цыбиков преподавал в Иркутском государственном университете.
Умер он в 1930 г.
в 1973 г. в связи со
166-летием со дни рожДеЙЙя Г. Ц. Цыбикова было принято специальное
постановление Президиума Академии наук СССР о проведении в г. Улан-Удэ
Всесоюзной научной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-востоковеда.
Издательству «Наука» было поручено издать сочинения Г. Ц. Цыбикова в 2-х томах,
подготовленные Институтом общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР. С
тех пор конференция под названием «Цыби-ковские чтения» стала традиционной, и
каждые два года в Улан-Удэ собираются видные советские ученые-востоковеды для
того, чтобы обсудить актуальные и нерешенные проблемы. А в 1981 г. Сибирское
отделение издательства «Наука» выпустило в свет двухтомник сочинений Г. Ц. Цыбикова, включающий его всемирно
известную книгу «Буддист-паломник у святынь Тибета» и многие менее
известные труды, ставшие библиографической редкостью.
|