От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
ГОДЫ УЧЕБЫ И ВОЕННЫХ
ИСПЫТАНИЙ
Отойдя довольно далеко, он
расположился за грудой камней в небольшой ложбинке, поглядел на небо, вытащил
из-под широких складок платья фотоаппарат, пригнулся, щелкнул несколько раз
затвором и поспешно спрятал аппарат на место.
Затем он вернулся к
субургану, сел на камень и принял позу благочестивого паломника, размышляющего
о суете всего земного...
Его спутники закончили
ходить по кругу. Все трое взяли свою поклажу и пошли в сторону монастыря
Гум-бум, расположенного на вершине одной из ближних гор.
Это была цель их
путешествия.
Гомбожаб Цэбекович
Цыбиков, молодой лама-паломник, так ловко управлявшийся с фотоаппаратом, был русским ученым. Его отправило в Тибет в 1899 г.
Русское географическое общество.
В конце XIX
в. Тибет был практически недосягаем для ученых Европы, так как тибетская
администрация, находившаяся В зависимости от Китая, не Допускала туда лиц
европейского происхождения. Так, знаменитый русский путешественник Н. Н.
Пржевальский был задержан местными властями в двухстах пятидесяти километрах от
Лхасы. Не повезло и другим. То, что Цыбиков бурят по национальности, облегчило
дело. Он мог поехать в Тибет под видом паломника, так как буряты довольно часто
совершали паломничество в центр ламаизма и даже имели в Лхасе свое землячество.
Но выбор Географического
общества пал на него, конечно, не только
поэтому. Молодой ученый, окончивший восточный факультет Петербургского
университета, обратил на себя внимание большими способностями к языкам и
любознательностью. Кроме того, он уже успел совершить поездку в Монголию и до
поступления в университет изучал китайский, маньчжурский и тибетский языки.
Путешествие в Лхасу,
конечно, было связано с большим риском. Если бы властям стало известно, с какой
целью он едет сюда, с ним поступили бы как
с государственным преступником. Тибетские чиновники были скоры на
расправу.
Родился Г. Ц. Цыбиков в
апреле 1873 г. в улусе Ур-до-Ага Забайкальской области (ныне Агинский Бурятский
национальный округ). Отец его Цэбек Монтуев был скотоводом, но знал грамоту и
мог немного писать по-монгольски и по-тибетски. С пяти лет он стал учить сына
всему, что знал сам. Мальчик был смышленым, и его отцу очень хотелось сделать
из него ученого человека.
В 1880 г. он отдал сына в
приходское училище при Агинской степной думе. Мальчик закончил его в 1884 г.,
за это время умерла его мать, и отец еще больше укрепился в желании послать
сына учиться дальше. В Чите как раз открывалась гимназия. Бурятское население
области принимало участие в пожертвованиях на ее постройку, поэтому разрешено
было принять в учебное заведение четырех бурятских мальчиков.
Попасть в число
«инородцев», обучающихся в гимназии, было не так-то просто! Тем не менее
молодой Цыбиков благодаря стараниям отца был принят на старшее отделение
приготовительного класса. Учился он хорошо и по окончании курса по решению
педагогического совета получил пособие для поступления в Томский университет.
Цыбиков поступил на медицинский
факультет
и проучился там год, но медицина не стала его
призванием.
Он вернулся домой и начал
готовиться к поступлению на восточное отделение Петербургского университета.
течение года Цыбиков побывал в Урге и в Западной
Монголии. Во время этих поездок он постоянно вел дневники.
Осенью 1895 г. молодой
человек отправился в Петербург и поступил, как хотел, на восточный факультет университета. Учился он с большим рвением. Как-то
незадолго до окончания один знакомый Цыбикову лама прислал ему описание
путешествия своего коллеги в Тибет и Непал. Студент показал рукопись известному
востоковеду профессору А. М. Позднееву.
|