От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
После разгрома
колчаковщины и белобандитских отрядов на территории Иркутской губернии
наступила мирная полоса. Коммунисты, участники партизанского движения в
Иркутской губернии, передовые люди понимали, что жить по-старому нельзя,
необходимо строить мир так, как учил В. И. Ленин.
На Втором Всероссийском
съезде Советов в докладе «О земле» Ленин призвал крестьян вместе с коммунистами
искать новые формы строительства жизни. И когда появились первые коллективные
хозяйства, он немедленно поддержал этот почин крестьян. Уже в январе 1918 года
В. И. Ленин подписал закон, который обязывал органы Советской власти
содействовать развитию коллективных хозяйств, как экономически более выгодных,
предоставляя им преимущества перед единоличными хозяйствами.
И вот десять коммунистов
деревень Елань и Вельская Черемховского уезда взялись за претворение на
практике указания вождя. В августе 1920 года на земле, отведенной Ангарским
райкомом партии, в 15 километрах от улуса Аларь, появилась коммуна «Идеал»,
объединившая более 20 дворов хозяйств бедняков, середняков и батраков. (Сейчас
коммуна «Идеал» стала совхозом).
Труженики этих бурятских
районов дружелюбно и сердечно приняли коммунаров «Идеала». Впоследствии коммуна стала кузницей кадров для Аларского района.
Ее так тогда и называли. Именно
отсюда вышли в дальнейшем руководители первых колхозов, первые партийные
и советские работники в районе.
Создавали «Идеал»
коммунисты — Ф. Л. Иванов, А. А. Кобелев, М. Г. Батурин, П. П. Лохов, Г. К-
Слеса-рев, А. П. Змановский, И. А. Кобелев, Н. М. Чернышев, А. В. Змановская.
Они сразу же развернули большую работу по пропаганде и агитации коллективного
хозяйства, призывали к организации сельскохозяйственных коммун, артелей,
товариществ по обработке земли.
На отведенном участке
земли с невиданной энергией и энтузиазмом коммунары взялись за строительство
новой жизни. Дружба между русскими и бурятами приобрела новые грани.
Коммунисты большое
внимание уделяли идейному воспитанию коммунаров. Поскольку в Аларском районе
еще свирепствовали остатки банд разгромленных белых офицеров Донского,
Развозжаева и других, в коммуне был создан вооруженный отряд. Случалось, что
коммунарам приходилось помогать с оружием в руках коммунам в улусе Куйта или в
селе Нарены обороняться от белобандитов.
Коммунары «Идеала»
построили дома, столовую, скотные дворы. Появилась колбасная, кожевня (где
вы-делывались кожи и сбруя), свинарник на сто голов. На прославленных конных
заводах России закупили орловских рысаков, был заведен породистый племенной
скот. В быту коммунаров возникли новые обычаи, обряды. Молодежь окружающих сел
и улусов тянулась к коммуне.
Многое делалось в коммуне
для воспитания детей: создали детсад, пригласили учителя, сняли дом в Куту-лике
для общежития приезжающих на учебу. Коммунаров отправляли на курсы в Черемхово
и другие города для повышения образования.
С 1935 г. коммуна была
преобразована в колхоз «Идеал». Самым важным качеством коммунаров были мужество
и стойкость, позволившие отстоять и приумножить то>, за что они боролись в
1920 г. Коммуна явилась школой социалистического переустройства деревни.
Изгнание белогвардейцев и
иностранных интервентов из Восточной Сибири
открыло широкие перспективы для советского строительства и
освобождения части Буря-
тии.
Трудящиеся, русские и буряты, горячо поддерживали все мероприятия Советской власти.
Незадолго до полного
освобождения Сибири от колчаковщины, 18 августа 1919 г., ВЦИК и СНК
опубликовали за подписями М. И. Калинина и В. И. Ленина обращение к рабочим,
крестьянам, инородческому населению и
трудовому казачеству Сибири. В нем еще раз подтверждались принципы
национальной политики, право коренных народов края на самоопределение в
соответствии с их волей и желанием.
X и XII
|