
Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания
|
От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
из местных лам и
богачей министры теократического государства. Цыденов, однако, не мог
рассчитывать на поддержку местного
населения. Все это теократическое государство с царем и целым штатом
министров объединяло лишь несколько селений
— там, где была особенно сильна власть кулачества и лам. Никакого
массового теократического движения, конечно, не возникало. Это была лишь
попытка местной контрреволюционной группы
захватить власть в свои руки, опираясь на помощь интервентов.
«Теократы» еще до
формального объявления ламы Цыденова
«царем» вели борьбу против революционного движения, призывая истреблять
всех сочувствующих Советской власти, а особенно партизан. Они всячески
старались вовлечь верующую молодежь в организуемые ими военные отряды,
деятельность которых сводилась главным образом к налетам на селения, не
выполнявшие приказы «теократов». Расправа над мирными жителями давала ламам
немалый доход, так как все их имущество поступало в собственность карателей как
военная добыча. Наиболее распространен был в теократическом государстве
своеобразный способ грабежа верующих с помощью так называемых аборалов
(предсказаний) ламы Цыденова. Чтобы получить «предсказание», надо было
преподнести Цыденову шандал — блюдо, полное денег. Эти деньги собирались со
всех верующих; кто не имел денег, должен был платить свою часть пожертвований
скотом или другим имуществом. Отказ от участия в аборале мог повлечь за собой
гнев лам. «Предсказания» Цыденова носили ярко выраженный классовый характер.
В одном из «пророчеств»
говорилось, что буряты должны откочевать в Восточную Монголию. Ламам удалось
организовать довольно значительную перекочевку
бурят за границу из Агинского, Хоринского, Ерав-нинского, Мухоршибирского
аймаков в Восточную Монголию. Произошло переселение бурят из
Селенгинского, Кяхтинского, Закаменского и
Джидинского аймаков в Селенгинский аймак в Монголию. Кочевала главным
образом зажиточная часть населения: кулаки, нойоны, а также попавшие под их
влияние буряты-кочевники. Вместе с этими людьми в Монголию отправились и
некоторые ламы. Дацаны, построенные ими там, в течение длительного времени были
центром антисоветской деятельности в Монголии.
В
1920 г. в Агинском аймаке ламы и националисты организовали названное по месту его возникновения «борзинское
движение», направленное против создания Бурятской автономной республики. Ламы
заставляли верующих перекочевывать в Китай (в Маньчжурию). Это движение,
зачинателями которого были ламы Цу-гольского дацана, также имело ярко
выраженный контрреволюционный характер.
Ярослав Гашек в
Политотделе 5-й армии
Разгромив интервентов и
колчаковцев в Сибири, 5-я армия вошла в Иркутск. Здесь расположился ее штаб и
Политотдел.
Заместителем начальника
Политотдела и начальником его Интернационального отделения был автор всемирно
известного романа «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек.
Б. С. Санжиев в своей
книге «Ярослав Гашек в Восточной Сибири» (Иркутск, 1961) рассказывает об
активном участии Гашека в ликвидации колчаковщины и укреплении Советской власти
в Восточной Сибири. Гашек, последовательный интернационалист, сторонник
братского содружества народов Советской России и Чехословакии, был членом
Иркутского городского Совета, членом президиума Чехословацкой секции при
Иркутском губкоме партии.
Гашек как-то выступал в
Народном доме в Черемхо-ве. Мой земляк Олзой Шагдыров присутствовал на этой
встрече и рассказывал мне о нем. Гашек был очень скромным. Он не подчеркивал
своего высокого положения в армии, и мало кто знал тогда, что это — знаменитый
писатель.
В жизни бурятского народа
в те дни происходили крупные события. Сплочение бедняцких и середняцких масс
крестьянства вокруг Советской власти вызвало обострение классовой
борьбы. Остатки белогвардейско националистических банд все еще совершали налеты
на улусы, убивали коммунистов и работников
сельских рев комов, грабили население.
|