Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания

От Алари до Вьетнама

Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.

В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

из местных лам и богачей министры теократического государства. Цыденов, однако, не мог рассчитывать на поддержку местного населения. Все это теократическое государство с царем и целым штатом министров объединяло лишь несколько селений — там, где была особенно сильна власть кулачества и лам. Никакого массового теократического движения, конечно, не возникало. Это была лишь попытка местной контрреволюционной группы захватить власть в свои руки, опираясь на помощь интервентов.

«Теократы» еще до формального объявления ламы Цыденова «царем» вели борьбу против революционного движения, призывая истреблять всех сочувствующих Советской власти, а особенно партизан. Они всячески старались вовлечь верующую молодежь в организуемые ими военные отряды, деятельность которых сводилась главным образом к налетам на селения, не выполнявшие приказы «теократов». Расправа над мирными жителями давала ламам немалый доход, так как все их имущество поступало в собственность карателей как военная добыча. Наиболее распространен был в теократическом государстве своеобразный способ грабежа верующих с помощью так называемых аборалов (предсказаний) ламы Цыденова. Чтобы получить «предсказание», надо было преподнести Цыденову шандал — блюдо, полное денег. Эти деньги собирались со всех верующих; кто не имел денег, должен был платить свою часть пожертвований скотом или другим имуществом. Отказ от участия в аборале мог повлечь за собой гнев лам. «Предсказания» Цыденова носили ярко выраженный классовый характер.

В одном из «пророчеств» говорилось, что буряты должны откочевать в Восточную Монголию. Ламам удалось организовать довольно значительную перекочевку бурят за границу из Агинского, Хоринского, Ерав-нинского, Мухоршибирского аймаков в Восточную Монголию. Произошло переселение бурят из Селенгинского, Кяхтинского, Закаменского и Джидинского аймаков в Селенгинский аймак в Монголию. Кочевала главным образом зажиточная часть населения: кулаки, нойоны, а также попавшие под их влияние буряты-кочевники. Вместе с этими людьми в Монголию отправились и некоторые ламы. Дацаны, построенные ими там, в течение длительного времени были центром антисоветской деятельности в Монголии.

В 1920 г. в Агинском аймаке ламы и националисты организовали названное по месту его возникновения «борзинское движение», направленное против создания Бурятской автономной республики. Ламы заставляли верующих перекочевывать в Китай (в Маньчжурию). Это движение, зачинателями которого были ламы Цу-гольского дацана, также имело ярко выраженный контрреволюционный характер.

Ярослав Гашек в Политотделе 5-й армии

Разгромив интервентов и колчаковцев в Сибири, 5-я армия вошла в Иркутск. Здесь расположился ее штаб и Политотдел.

Заместителем начальника Политотдела и начальником его Интернационального отделения был автор всемирно известного романа «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек.

Б. С. Санжиев в своей книге «Ярослав Гашек в Восточной Сибири» (Иркутск, 1961) рассказывает об активном участии Гашека в ликвидации колчаковщины и укреплении Советской власти в Восточной Сибири. Гашек, последовательный интернационалист, сторонник братского содружества народов Советской России и Чехословакии, был членом Иркутского городского Совета, членом президиума Чехословацкой секции при Иркутском губкоме партии.

Гашек как-то выступал в Народном доме в Черемхо-ве. Мой земляк Олзой Шагдыров присутствовал на этой встрече и рассказывал мне о нем. Гашек был очень скромным. Он не подчеркивал своего высокого положения в армии, и мало кто знал тогда, что это — знаменитый писатель.

В жизни бурятского народа в те дни происходили крупные события. Сплочение бедняцких и середняцких масс крестьянства вокруг Советской    власти     вызвало обострение классовой борьбы. Остатки белогвардейско националистических банд все еще совершали налеты на улусы, убивали коммунистов и работников сельских рев комов, грабили население.