
Вамилов Б.Н.
Рассказы о странах Востока
воспоминания
|
От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
t 1926 г. в свой родной улус, она стала заниматься
врачебной практикой.
В 1919 г. появился
хубилган и в Алари. Здесь роль «бога» выполнял бродячий тибетский лама. Со
своим помощником он, видимо, перешел из Монголии через Кяхту в Бурятию, а затем
перебрался в Аларь. В окрестных улусах они совершали ламаистские обряды,
связанные с изгнанием «злых духов». Эти беглые ламы сохранили ритуальные
предметы, сходные с шаманскими атрибутами, поэтому иркутские приверженцы
шаманизма не изгнали их, а приняли и разрешили проживать на территории
Иркутской Бурятии.
По представлениям
верующих, шаманы обладают способностью видеть духов, разговаривать с ними,
заставлять их выполнять свою волю. Монгольским ламам приписали даже способность
убивать чуткуров (чертей).
Тибетский лама совершал
обряды в специальном костюме, увешанном множеством металлических подвесок,
блях, цепей, с изображением зверей, людей и птиц. Он бил в бубен, пел и резкими
телодвижениями доводил себя до экстаза. Приверженцы шаманизма считали, что в
этот момент он общается с духами.
Я однажды присутствовал на
подобном обряде. Все действия ламы производили сильное впечатление на
окружающих, некоторые верующие даже падали в обморок. К концу обряда лама
«приходил в себя» и объявлял, что побывал в мире духов и узнал многое о здешних
жителях. В заключение он давал указания, какие надо совершать обряды, каким
богам или духам приносить жертвы.
Подобного рода «деятельность»
лам и шаманов, основанная на обмане и одурачивании верующих бурят, продолжалась
до тех пор, пока Восточная Сибирь не была окончательно очищена от иностранных
интервентов н белогвардейцев.
В годы интервенции и
гражданской войны в Восточной Сибири японцы, учитывая большое влияние ламаизма
на трудящихся бурят, помогли местным буржуазным националистам, нойонам и ламам
создать так называемое «панмонгольское государство», которое должно было
объединить «всю монгольскую расу под высокой рукой Японии». Ламаистское
руководство считало необходимым образовать такое государство, чтобы спасти
буддизм от «безбожников-революционеров».
Местные контрреволюционные
силы, в свою очередь, создавали марионеточные теократические государства. Так,
на территории Забайкалья было создано уже упоминаемое выше так называемое
даурское правительство. В его состав вошли представители местной знати и лам во
главе с Нэйсэ-гэгэном, ламой, привезенным японцами из Внутренней Монголии, где
Нэйсэ-гэгэн считался «живым богом».
Другой попыткой было
образование теократического государства в Хоринском районе Бурятии, во главе
которого был поставлен лама Кижингинского дацана Сам-дан Цыденов. В период
наибольшого разгула семеновских банд в Бурятии местное кулачество и ламы
объявили его «царем трех миров» — «неба, земли и области невидимого». Столицей
«царя трех миров» стал Кижин-гинский дацан, превращенный ламами в ставку
местных белых отрядов.
Цыденов, видный лама, в
прошлом был включен в состав делегации, направленной на коронацию Николая II,
происходившую в 1896 г. в Петербурге. Он был награжден царскими медалями и
пользовался особым доверием и покровительством губернского начальства. Среди
местного населения лама Цыденов славился как пьяница и развратник.
В период создания
теократического государства ламами была проведена религиозная обработка
верующих. Они распространяли слухи о том, что Цыденов в награду за свою
«святую» жизнь превратился в бога. В апреле 1919 г. Цыденов, будто бы следуя
«повелению» бо-юв, официально объявил себя «живым богом», а выдвинувшая
Цыденова местная контрреволюционная орга-
низация кулаков и лам
выработала «Основные законы теократического
государства» и его «конституцию», суть которой сводилась к установлению
неограниченной власти лам и кулаков. В «конституции» говорилось прежде всего о
том, что верующие ламаисты — подданные «царя трех миров», а лама Цыденов — их
духовный и светский царь-Господин, поставленный самим Буддой.
На основании этой же
«конституции» были выбраны
|