От Алари до Вьетнама
Книга представлет собой воспоминания автора о своем детстве, учебе. участии в гражданской и отечественной войнах, а также о своей работе во Вьетнаме. кроме того автор дает основанное на документальном материале описание путешествие Цибикова в Тибет, рассказывает о поисках рукописей "Ганжува" и "Даижура" в Бурятии.
В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Они
натравливали бурят на русских, внушая бурятам, что русские несут им несчастья,
болезни и падеж скота, что белый русский царь отказался от бурят н теперь
наступят тяжелые времена.
В декабре 1918 г. в улусе
Тарханут они объявили о появлении хубилганки, т. е. женщины, в которую
перевоплотился Будда. На эту роль духовенство вместе с местными кулаками
выдвинули шестнадцатилетнюю дочь бедняка Аксинью Баинову.
Во все улусы Западной
Бурятии были посланы гонцы с вестью о том, что в молодую девушку улуса Тарха
нут воплотился Будда.
Слух о появлении «живого
бога» распространился очень быстро по всей Западной и Восточной Бурятии,
Белочехи и колчаковцы благосклонно отнеслись к этому и даже побывали на пышных
приемах эхиритских кулаков и подрядчиков, устроенных в честь «живого бога».
Баинова «являлась»
верующим в соответствии со всеми требованиями ламаистского ритуала в желтом
шелке, она либо восседала в богато убранном кресле, либо стояла, приняв позу
Будды. Подобная пышность производила на верующих бурят большое впечатление. Кроме Того, сама хубилганка была недурна собой:
рослая,
с длинными иссиня-черными
волосами, которые ниспадали до колен. У нее были красивые черные глаза и
правильные черты лица. Видевшие ее богомольцы уговаривали родственников и
знакомых, в свою очередь, посетить «живого Будду».
В улус Тарханут стало
стекаться бурятское население со всей округи. Приезжали сюда и из иркутских
аймаков, из Западного и Восточного Забайкалья. А некоторые пешком преодолевали
десятки и сотни верст.
Илья Васильевич Балдынов,
ныне генерал-майор в отставке, вспоминал, как семнадцатилетним юношей по
требованию родителей он ходил на поклонение к Баяновой. Он шел около трехсот
метров до резиденции «живого бога» в одних шерстяных носках, без сапог. Затем
поклонился ей и положил на столик серебряные монеты. «Живая богиня» озорно
посмотрела на него и улыбнулась. Ей дарили деньги, драгоценности и меха.
В январе 1919 г. по
просьбе эхиритских и аларских кулаков и торговцев девушке разрешили посетить
Кыр-менский дацан. Хубилганка прибыла в сопровождении именитых богачей из
Эхирита и Алари и своей наперсницы и советчицы Н. А. Михайловой. Дочь крупного
подрядчика и кулака, получившая образование в женской гимназии, Н. А. Михайлова
приложила много усилий, чтобы поднять популярность Баиновой.
Главные ламы дацана взяли
на себя руководство действиями хубилганки. Одновременно с отправкой «живой
богини» в Кырменский дацан эхиритские кулаки и местные чиновники послали
делегацию в Гусиноозерский дацан Забайкалья, в резиденцию хамбо ламы Итигелова,
главы буддийского духовенства Восточной Сибири.
Итигелов принял делегацию,
преподнес ей предметы буддийского культа и направил в Тарханут в помощь
Михайловой с целью широкой пропаганды буддийского учения среди бурят ламу О.
Цоктоева.
В пышно убранном
Кырменском дацане устраивались театрализованные представления, сопровождавшиеся
песнями, плясками и играми. Ламы всячески прославляли организаторов празднеств,
которые, кстати сказать, не отказывались и от «земных» удовольствий.
Цоктоев был пропагандистом
буддизма, но в то же время любил погулять. В доме Михайловой каждый вечер
собиралась веселая компания.
Под влиянием
кулацко-ламаистской агитации буряты в честь «живой богини» начали
строительство Му-ринского дацана. Во дворе отца хубилганки построили новый дом,
где «богиня» принимала паломников.
Иркутские приверженцы
шаманизма, те самые, которые в дореволюционное время и слушать не хотели о
хамбо ламе, теперь стали переходить в ламаистскую веру. Шаманских идолов
снимали с заборов и заменяли ламаистскими белыми флажками, свидетельствующими о
том, что в усадьбе проживает буддист. Особенш больших успехов добились ламы в
распространении буддизма в улусах, примыкающих к Кырменскому дацану
До 1923 г. Баинова в
качестве послушницы жила при Кырменском дацане. Затем ее увезли в Забайкалье,
где хамбо лама определил ее в Ацагатский дацан для прохождения курса тибетской
медицины. Вернувшись
|